Первый серийный убийца в истории
История человечества полна душегубов самых разных мастей. Первой серийной убийцей, чьи преступления задокументированы в письменных источниках, считается римлянка, жившая в 1 веке нашей эры. Но среди тех, кого признали таковым современники, самым ранним является французский барон Жиль де Ре.
Барон Жиль де Ре - первый серийный убийца
Этот человек родился в сентябре 1405 года, в очень непростой период французской истории. Шла Столетняя война, и дворянский род де Ре, которому принадлежали владения в Бретани, активно участвовал в политических процессах, происходивших в государстве. Детство Жиля вряд ли можно назвать счастливым, несмотря на то, что он считался весьма смышленым мальчуганом. Сообщается, в частности, что к 7 годам он овладел латынью. Одним из его увлечений было чтение, в особенности текстов военного характера и религиозных писаний. Все шло к тому, что молодой барон пойдет по стопам отца и станет верно служить французской короне. Однако затем случилось ужасное событие, которое полностью перевернуло жизнь юноши – его родитель погиб на охоте, причем на глазах сына. Через некоторое время умерла и мать Жиля.
Опекуном сироты стал дед, который сразу же задался целью устроить его судьбу. Выглядело это по нынешним понятиям очень странно – подростку начали искать богатую невесту. Одной из претенденток было всего четыре года, но, видимо, в те времена это никого не смущало. В 15-летнем возрасте Жиль женился на наследнице огромного состояния, значительно улучшив материальное положение своей семьи. Уже через год он поступил на военную службу, где проявил себя храбрым и преданным воином. Барон стал одним из ближайших сподвижников Жанны д'Арк, невероятно привязался к народной героине, и был опустошен, когда девятнадцатилетнюю девушку казнили как еретичку. Та кампания принесла молодому человеку безмерный почет и богатство, но все это явно не пошло ему на пользу.
Некоторые историки считают, что детские психологические травмы, смерть Жанны д'Арк, кровь, грязь и ужасы средневековых войн подорвали душевное здоровье Жиля де Ре. Он впал в глубокую депрессию и вроде бы даже сознавался в суицидальных намерениях. Барон удалился ото всех, в том числе от жены, в один из отдаленных замков. Этот период его жизни, по всей видимости, характеризовался стремлением к спасению души в рамках концепции, внушаемой своим последователям христианской религией. Де Ре построил роскошную церковь, в штате которой состояло тридцать священнослужителей.
В какой-то момент в обширных владениях де Ре стали пропадать подростки. В средневековой Европе это было обыденным явлением, так как дворяне нередко забирали у крестьян понравившихся детей. Те впоследствии становились пажами, секретарями, оруженосцами, то есть, по большому счету, это был шанс на более успешную, чем у родителей, жизнь. Однако в этом случае бесследных исчезновений было слишком много, поэтому среди местного населения стали распространяться нехорошие слухи. О том, в частности, что де Ре практикует черную магию и поклоняется сатане. Надо отметить, что тот предоставил самые серьезные основания для этих разговоров. Построив уже упомянутую церковь и вложив огромные средства в постановку спектакля, посвященного осаде Орлеана, барон столкнулся с финансовыми трудностями. Он начал распродавать недвижимость, а в 1438 году увлекся алхимией, надеясь, что эта новомодная «наука» позволит вернуть растранжиренное богатство.
Со временем к числу увлечений де Ре добавился оккультизм, в результате чего рядом с ним появились сомнительные личности – толкователи снов, маги, чародеи, даже некроманты. Эта публика откровенно пугала местных жителей, среди которых укрепилось убеждение, что барон превращается в некое подобие демона, командующего сим нечистым войском. За восемь лет «уединения» национального героя в Бретани пропали без вести сотни людей, и в их исчезновении в конечном итоге обвинили именно его. Ходили слухи, что барон устраивает в своем замке пышные приемы, после которых режет глотки гостям, подвешенным к потолку.
Однако все эти ужасы начали всплывать лишь после того как бывший сподвижник Жанны д'Арк вступил в открытый конфликт с местным духовенством. Поговаривали, что он в порыве гнева ворвался в собор и вытащил из него посреди службы отчаянно визжавшего священника. Тот остался жив, но церковные власти инициировали расследование, результатом которого стали обвинения де Ре в совершенно чудовищных злодеяниях. Государство заняло сторону попов, и 15 сентября 1440 года барон вместе с двумя телохранителями был заключен под стражу. На суде ему инкриминировали убийства, содомию, ересь, множество других преступлений.
Десятки местных жителей засвидетельствовали, что их детей в последний раз видели рядом со слугами барона де Ре или внутри его замка, куда они ходили просить еду. Вскоре против Жиля стали давать показания его бывшие соратники и подчиненные. Некоторые из них признались в соучастии в страшных преступлениях. Произнесенные свидетельства рисовали картину ужасного насилия и разврата, царивших в замке, а сам барон выглядел порождением ада, настоящим демоном, упивавшимся мучениями своих жертв. Де Ре, упорства и стойкости которому хватило на несколько недель, в конечном итоге и сам признался во всех вменявшихся ему преступлениях. Под пытками. Он попросил прощения у церковного суда, после чего был объявлен виновным. Гражданский суд приговорил барона и двух его телохранителей к смертной казни через повешение и сожжение. Это комбинированное наказание предназначалось для самых отвратительных преступников. Приговор был приведен в исполнение 26 октября 1440 года. Жиль де Ре попросил казнить себя первым. Ему не отказали.
Сегодня считается, что барон убил от 100 до 200 детей и подростков, подвергнув их сексуальному насилию. Однако с самого момента его казни многие люди искренне верили, что он был невиновен и стал жертвой оговора со стороны недругов-дворян и христианского духовенства. Оснований придерживаться этого мнения предостаточно. Суд проходил с грубейшими нарушениями самых фундаментальных юридических процедур. Осуждение и казнь ближайшего соратника Жанны д'Арк были выгодны, в том числе и с материальной точки зрения, многим заинтересованным сторонам. Так, например, практически все имущество барона отошло либо церкви, либо инициаторам процесса. В 1992 году несколько уважаемых во французском обществе людей, в том числе литераторы, политики и историки, основываясь на имеющихся документах, провели трибунал, который полностью оправдал барона де Ре.